Особенностью Герарда Давида является его широкий и свободный эклектизм. Перед тем, как перейти к совершенно новой фазе своего развития, нидерландская школа живописи...
Древний пейзажК этим изображениям на вазах примыкают всевозможные сюжеты, выцарапанные самым первобытным способом на скалах в Гебель-Гетемате (Верхний Египет) и открытые Легрэном. Там мы видим рыбаков...
Древние художники пейзажаК сожалению, история живописи древних классиков, греков и римлян (с V в. до н.э.), представляется сплошной загадкой. Ни одна картина в настоящем смысле этого слова не дошла до нашего времени...
Пейзаж в византийской живописиЛичное бессилие и жалкое заимствование являются отныне на тысячелетие основными чертами европейской художественной деятельности, и эти черты одинаково характерны как для запада, так и для востока Европы...
Особенности пейзажа средневековьяНо к XIII веку лицо Западного мира начинает меняться. В то время как в византийском государстве вся культурная жизнь скорее походит на кружение вокруг одной точки - с колебаниями то в сторону узкой церковности, то в сторону более свободной образованности...
Пейзаж в итальянском тречентоИз них Чимабуе и Каваллини не могут нас интересовать в настоящем отделе. Их значение колоссально в смысле разработки эмоционального начала в живописи, но что касается до их отношения к окружающей человека природе...
Мастера итальянской школы живописиО начале сиенской живописи мы будем говорить позже, когда приступим к изучению развития главнейших иконографических типов. Здесь же мы сразу должны обратиться к «сиенскому Джотто», к Дуччио ди Буонинсенья, которому принадлежит главная заслуга...
Расцвет сиенской живописи в XIV вК счастью для общей истории искусства, сиенцы в те пятьдесят лет, в течение которых длился расцвет их живописи, успели дать все то, на что их вдохновляла их особая жизнерадостная и утонченная культура. Художественными достижениями Сиены за первую половину...
Манеры испанской школыТри величайших памятника живописи - роспись братьями Чьоне Андреа «Орканья» и Нардо капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла, роспись большой часовни (названной впоследствии «Испанской») и, наконец, грандиозный цикл фресок на стенах...
Флорентийская школа пейзажаШедевром Аньоло является легенда Животворящего Креста, эпизодами которой он покрыл стены капеллы главного алтаря во флорентийской церкви Санта-Кроче, - труд, оконченный им уже в старости...
Фантазии флорентийских художниковВ венецианских иконах, в миланских фресках, в произведениях Томмазо ди Модена пейзажи и вообще «декорации» не играют роли. В Венеции этот элемент возникает в настоящем смысле...
Пейзаж в северной готике НедерландовТак, еще в самом начале XIV века французские короли посылают своих художников в Италию (в 1298 году подобное путешествие совершает Этьен д'Оксер - в Риме) и приглашают к своему двору итальянцев (с 1305 по 1322 г. при французском дворе состоят «римские» живописцы Филиппо Ридзути и Николо ди Марси...
Основные черты туринского пейзажаЭти обстоятельства должны были принести чудесные плоды, особенно для живописи Фландрии. Живопись в Нидерландах славилась еще в дни Вольфрама фон Эшенбаха (проверить его отзыв, к сожалению, нельзя за отсутствием памятников) наравне с произведениями Кельна...
Пейзажи братьев ван ЭйкНас поэтому не должен волновать остающийся неразрешенным вопрос, находились ли в каком-либо личном общении Роже ван дер Вейден, «мастер Флемальского алтаря», Кристус, Оуватер и Боутс к Эйкам. Все даже самые хитрые комбинации и художественно-критические построения останутся...
Техника Роже в пейзажахХарактерна для Роже его вариация на тему «Ролленовской Мадонны» - картина «Святой Лука, пишущий портрет Богоматери», прекрасная копия с которой (или повторение?) имеется у нас в Эрмитаже. В «Ролленовской Мадонне» все дышит...
Пейзажи нидерландцев в XV векеНадо, впрочем, заметить, что и в достоверных картинах мастера в Берлинском музее едва ли не лучшая часть это именно пейзажи. Особенно привлекателен пейзаж в «Поклонении Младенцу». Оттеняющей рамкой служит здесь...
Манеры Босха в пейзажахИз названных только что мастеров голландец Босх ван Акен старше Герарда Давида, и он всем своим существом принадлежит к Средневековью еще более, нежели последний художник. Но если мы сравним его отношение к делу с отношением его сверстников...
Появление "чистого пейзажа"Патинир именно забавен. Настоящей поэзии природы у него не найти; можно даже сказать, что ее неизмеримо больше у художников, как бы «презиравших» пейзаж, даже у Кристуса или у Мемлинга, не говоря уже о братьях ван Эйк и Гусе...
Манеры Брейгеля в пейзажеМы, правда, не знаем по-настоящему, каким был эллинистический, «языческий» пейзаж. Но, по всем признакам, он не был таким жизненным и одухотворенным, как пейзаж Брейгеля. Из сохранившихся памятников классической древности...
Наследники таланта БрейгеляМы уже указывали на особенности трактовки архитектуры у Нидерландских мастеров XV века, прибегавших преимущественно к готическим формам, а изредка также и к романским (особенно охотно пользовались последними ван Эйк и Мемлинг). С конца XV века можно отметить...
Лучшие французские художники пейзажа XV векаКрупным художником Франции во второй половине XV века представляется Никола Фроман из Юзеса, известный нам, главным образом, по двум картинам: триптиху с «Воскресением Лазаря» (1461 г., во Флоренции) и «Неопалимой Купине» в Эксском соборе (1474 г.). «Воскресение Лазаря» - красивая в красках картина, исполненная с соблюдением еще старых традиций...